Звонок по России бесплатно!

ИНТЕГРАЦИИ РЕСУРСА МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В КОНЦЕПЦИИ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Современная система взглядов на учебный процесс определяет образовательную деятельность человека как неотъемлемую часть его интеграции в любом профессиональном сообществе. Мировая экономика стремительно растет, в связи с этим, растет количество новых профессий и требуемых от соискателя компетенций. Концепция непрерывного образования, которая предусматривает необходимость освоения человеком новых навыков непрерывно в течение всей его жизни, является трендом современного образования. Однако «система непрерывного образования должна быть построенной на основе принципов и механизмов интеграции и самоорганизации сложных систем. Интеграция касается различных составляющих: уровней образования, интересов основных компонентов системы» [1,с. 215]. Интеграционный подход в образовательной системе –появился достаточно давно. Начиная с XVII в. осознавалась необходимость «отразить взаимосвязи реального мира в учебном процессе, соединить изучаемые предметы и явления в единую неразрывную цепь, что, в свою очередь, должно было обеспечить гармоничное развитие личности» [2, с. 20]. Интеграция ресурса модернизации в образовательную систему необходима, прежде всего, для того, чтобы система непрерывного образования прогрессивно развивалась как современная, «максимально учитывающая все положительные традиции и тенденции развития системы образования (личностно-ориентированной, реализующей компетентностный подход, широко использующей инновационные педагогические и информационные технологии, позволяющей соединить воедино универсальность и уникальность подготовки специалистов на основе идей междисциплинарности и узкой специализации» [1, с. 216].

В таком случае, возникает острая необходимость в модернизации обучающих программ в соответствии с новым подходом к образовательной деятельности. Программы дополнительного образования должны быть доступны всем, независимо от социального статуса, пола и возраста. Более того, необходимо, как уже говорилось выше, чтобы эти программы были актуальными и применимыми для дальнейшей работы. Использование технологии интегрированных занятий способствует развитию навыков адаптации теоретических знаний к реальной практической деятельности.

Однако, зачастую попытки сделать непрерывное обучение общепринятой нормой заканчиваются неудачей за недостаточностью ресурсов образовательных учреждений. Попытки преодолеть ресурсные дефициты приводят к появлению альтернативных образовательных программ, которые отличаются высокой стоимостью и повышенными требованиями к уровню компетенций поступающего.

Немалую роль в формировании нового образовательного процесса играет внедрение стандартов (федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС), что является, по сути, «интеграционным процессом, имеющим своим результатом обеспечение непрерывности, целостности и организованности образования и повышение его качества» [3, с. 106]. Однако, как и в любой масштабной системе, иногда, за процессом улучшения теряется основная суть и задачи. Данные интеграционные процесс должны быть логичны, актуальны и современны. Если традиционно интеграционные процессы подразумевали под собой внедрение более углубленного изучения тех или иных предметов и организации производственной практики, то в настоящее время этого уже недостаточно для обеспечения востребованности будущих специалистов на рынке труда. На сегодняшний день важно понимать цели той или иной программы дополнительного образования, представлять потребности ее конечного потребителя и так организовать обучающий процесс, чтобы участник, во-первых, смог его пройти, а, во-вторых, смог использовать полученные знания. Интеграция цифровых технологий в образовательный процесс способствует развитию аналитики и мониторинга на рынке труда, что позволяет выбирать наиболее актуальные профессии в каждом регионе и готовить по ним полноценные обучающие модули. Использование современных методов обучения таких как вебинары и онлайн конференции делает возможным приглашать для разработки и реализации программ специалистов высокого уровня не привязываясь к месту их фактического нахождения.

Интеграция ресурса модернизации образования в концепции непрерывного образования требует комплексного и всестороннего преобразования всех сфер образовательной системы. Но необходимо пересмотреть принципы, на которых базируется имеющаяся система, и исключить из неё рудименты, которые не способствуют всестороннему развитию личности и тормозят внедрение актуальных обучающих программ.

Таким образом, модернизация системы образования должна обеспечить её соответствие с требованиями современной жизни при сохранении лучших традиций отечественного образования.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Воронина Валентина Викторовна Принципы непрерывного образования // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. 2014. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-nepreryvnogo-obrazovaniya (дата обращения: 04.04.2021).

2. Гришина Светлана Николаевна Интеграция среднего профессионального образования в систему непрерывного образования // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. 2014. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/integratsiya-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-v-sistemu-nepreryvnogo-obrazovaniya (дата обращения: 04.04.2021).

3. Рыбакина Н. А. Интеграция общего и профессионального образования в контексте парадигмы непрерывного образования // Вестник ВГТУ. 2013. №5-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/integratsiya-obschego-i-professionalnogo-obrazovaniya-v-kontekste-paradigmy-nepreryvnogo-obrazovaniya (дата обращения: 04.04.2021).

 

Воронин Алексей Валентинович,
Генеральный директор Центра современных образовательных технологий «Крылья»
(с) 2021